Типы темперамента детей
ХОЛЕРИК
Характеристика:
- Движения прерывисты;
- Очень активны;
- Навыки формируются долго и с трудом перестраиваются;
- Испытывают трудности в переключении и концентрации внимания;
- Речь быстрая, сбивчивая, нередко непонятная;
- На запреты взрослых выражают бурный протест;
- Очень бурно реагируют на внешние раздражители, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы;
- Частая смена настроения;
- Эмоции имеют крайние проявления: не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут.
Учет особенностей:
- Шире использовать подвижные игры;
- Не препятствовать активности ребенка, не сдерживать его подвижность;
- Поддерживать его полезное увлечение, стремиться так, организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение;
- Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы;
- Следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров;
- Полезны виды занятий, которые могут увлечь и требуют усидчивости;
- Хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение;
- Полезно обучать детей точным движениям;
- Развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс;
- Приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
- Необходимо строго соблюдать режим дня.
ФЛЕГМАТИК
Характеристика:
- Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют;
- Высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания;
- Навыки и привычки формируются медленно, но очень устойчивы;
- Они предпочитают играть одни в спокойные игры;
- Плохо сходятся с другими детьми;
- Легко засыпают, много спят;
- Медленная, негромкая, с длительными паузами речь;
- Низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой;
- Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут.
Учет особенностей:
- Не надо стремиться отстранить ребенка от всего, что требует усилий, быстроты;
- Оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками;
- Нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше;
- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему реб?нка;
- Следует чаще хвалить его за скорые действия;
- Необходимо ставить реб?нка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- Следует побуждать реб?нка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
- Нельзя резко обрывать реб?нка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
- Привлекать реб?нка к деятельности в коллективе.
МЕЛАНХОЛИК
Характеристика:
- Движения и мимика у таких детей обычно вялые;
- Нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил;
- К общению со сверстниками не стремится, предпочитает одиночные игры;
- Нервная система быстро истощается;
- Речь очень тихая, невыразительная;
- Способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства;
- Очень ранимы, долго помнят и переживают обиды;
- Нередко подвержены страхам;
- Характеризуются повышенной чувствительностью.
Учет особенностей:
- Необходимо соблюдать щадящий режим и принцип постепенности;
- Приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой;
- Дети требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать;
- Говорить следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку;
- Нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах;
- Помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность;
- Развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности;
- Следует поддерживать положительные эмоции этих детей;
- Ребенку полезно заниматься спортом;
- Необходимо разнообразить жизнь ребенка.
САНГВИНИК
Характеристика:
- Легко приспосабливаются;
- Навыки формируются быстро;
- Движения и мимика выразительные;
- С удовольствие берутся за новое дело;
- Нередко не доводят начатое до конца;
- В большей степени отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние;
- Чувствительность к раздражителям понижена;
- Речь громкая, энергичная, ее темп быстрый;
- Чувства, интересы и настроения неустойчивы.
Учет особенностей:
- Помощь в самоутверждении среди сверстников;
- Помощь в выработке своего индивидуального стиля деятельности;
- Формирование у него устойчивых привязанностей, интересов;
- Добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания;
- Учить внимательно, относиться к сверстникам, считаться с притязаниями других;
- Важно проявлять строгость, требовательность к реб?нку, контролировать его действия и поступки;
- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны реб?нка (не убрал игрушки).